Меню

Программа развития школы

Принята педагогическим советом школы – интерната № 19 ОАО «РЖД»
Протокол № 2 от 13.11.2010 г.
Комплексная программа развития негосударственного образовательного учреждения
«Общеобразовательная школа - интерната № 19 среднего (полного) общего образования  ОАО «РЖД»
(на  период с 1 сентября 2010 года по 31 августа 2015 года)

Цель программы
Создание условий для эффективного развития школы-интерната в ходе осуществления модернизации образования и реализации Концепции развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» (2010 – 2015)
Основные задачи программы
1. Обеспечение адаптации школы-интерната к изменениям, инициированным процессом модернизации  образования.
2. Определение оптимального содержания образования воспитанников с учетом требований современного общества к выпускнику школы-интерната и уникальности образовательного учреждения.
3. Укрепление ресурсной базы школы-интерната с целью обеспечения ее эффективного развития.
 
 
1.Пояснительная записка
1.1. Введение.
В Концепции развития системы дошкольного и общего образовании ОАО «РЖД» сказано: «Образовательная деятельность на железнодорожном транспорте в соответствии с уставом ОАО «РЖД» является одним из видов основной деятельности компании. Основными целями функционирования системы образовательных учреждений ОАО «РЖД» являются:
  удовлетворение образовательных потребностей работников ОАО «РЖД»         как одного из факторов, обеспечивающих стабильную работу компании;
обеспечение непрерывного образования в системе образовательных учреждений ОАО «РЖД»: детский сад - общеобразовательная школа -образовательное учреждение среднего и высшего профессионального образования, реализующие образовательные программы по подготовке специалистов в сфере железнодорожного транспорта;
профессиональная ориентация воспитанников на профессии железнодорожного транспорта;
формирование положительного имиджа ОАО «РЖД» как социально ответственной компании у граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций, образовательных учреждений».
Исходя из этих целей, и нижеизложенных задач и составлялась данная Программа.
Мы ясно понимаем необходимость совершенствования работы по приведению деятельности нашего учреждения в соответствие с современными требованиями, создания механизмов, обеспечивающих доступность, высокое качество и эффективность образования, его обновление с учетом социальных и экономических потребностей железнодорожного транспорта.
  
Обдумывая  план перехода сегодняшней школы-интерната в будущее, следует не забывать о том, что школа в процессе обновления должна одновременно функционировать. Анализ реального уровня состояния воспитательно – образовательного процесса нашей школы-интерната позволил сделать вывод о том, что необходимо оптимизировать структуру и содержание образования, которые соответствовали бы требованиям Концепции Российского образования и Концепции развития системы   дошкольного и общего образовании ОАО «РЖД», закона «Об образовании».
Школа-интернат – образовательное учреждение, ориентированное на здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на углубленное знакомство воспитанников с железнодорожными профессиями с целью дальнейшего успешного обучения в высших и средних учебных заведениях железнодорожной направленности.
 Обучение и воспитание в школе – интернате осуществляется на основе личностно – ориентированного подхода, где воспитанник признается субъектом всего воспитательно – образовательного процесса, а его развитие и самореализация рассматриваются в качестве приоритетной задачи, что обусловлено новой парадигмой образования.
Программа  содержит:

  • информационный бюллетень о деятельности школы – интерната №19 ОАО «РЖД» (общая характеристика учреждения,  учебно – педагогическая деятельность, сведения об участии коллектива в экспериментальной работе, участие коллектива в конкурсах педагогических достижений,  международные связи, результативность воспитательно – образовательного процесса);

  • этапы осуществления программы;

  • педагогическое обоснование программы развития школы – интерната (основные педагогические идеи, реализуемые  в условиях образовательного процесса, организационно – педагогические принципы, реализуемые в учреждении, педагогические технологии, прогнозируемый результат);

  • план мероприятий, направленных на реализацию Программы.

 
Анализ деятельности  школы – интерната №19 ОАО «РЖД»  позволяет сделать вывод о практической реализации целей и задач, определенных  Программой развития школы - интерната, принятой 24 ноября 2006 года:

  1. Неизменной осталась концептуальная основа образовательного учреждения – «Личностное, гуманистическое образование и воспитание обучающихся со здоровьесберегающим сопровождением, ориентированное на усиление железнодорожной направленности выпускников», основные положения которой были определены в 2006  году и верность которым в школе – интернате №19 ОАО «РЖД» является отправной точкой ее дальнейшего развития.

  2. Разработаны концепция, нормативно-правовая база  и созданы условия  функционирования и развития образовательного учреждения, в котором реализуются образовательные программы начального общего образования, основного общего, среднего (полного) общего образования с дополнительной подготовкой по профильным предметам и программы дополнительного образования.

  3. Разработана и внедряется оптимальная структура эффективного управления образовательным учреждением интернатного вида ведомственной направленности.

  4. Сохранена и получила дальнейшее развитие эмоционально привлекательная воспитывающая среда в условиях школы – интерната.

  5. Создан стабильный, высоко профессиональный коллектив учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, способных на современном уровне решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания в соответствии с приоритетными направлениями развития образовательной системы открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и  Российской Федерации в целом.

  6. Школа - интернат востребована родителями и воспитанниками со  многих станций юга Кузбасса; в школе хорошая наполняемость; опросы родителей и воспитанников показывают высокую степень удовлетворенности качеством оказываемых образовательных услуг, уровнем требований к  воспитанникам, стилем взаимоотношений «учитель-ученик», перспективами развития образовательного учреждения, определенными руководством школы - интерната.

 
 
I. РАЗДЕЛ
 
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ - ИНТЕРНАТА № 19 ОАО «РЖД»
 
I. Статус по Уставу. Учредители
1. Статус по Уставу – тип - общеобразовательная школа – интернат;
вид - школа-интернат среднего (полного) общего образования.
2. Учредитель - открытое акционерное общество «Российские железные дороги».
II. Юридический адрес
Кемеровская область, 654041, г.Новокузнецк, улица Кутузова, 90.
 
III. Общая характеристика школы-интерната №19 ОАО «РЖД»
1. Год ввода в эксплуатацию – 1964
2. Проектная мощность (чел.) – 300 чел.
 
IY. Учебно-педагогическая деятельность

  1. Образовательные программы.

Начальная школа: общеобразовательная программа начального общего образования (четырехлетняя начальная школа).
Основная школа: общеобразовательная программа основного общего образования.
Средняя школа: общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования.
 
Учебный план школы создан на основе федерального Базисного учебного плана, основным условием которого  является сохранение базового компонента, выполнение требований, предъявляемых к сохранению психического и физического здоровья воспитанников. Максимальная нагрузка на ученика не превышает допустимого уровня. Здоровьесберегающая структура уроков, дозировка заданий для самоподготовки  подвергаются контролю.
 
Особенностью учебного плана является:

  • изучение истории российских железных дорог;

  • изучение здоровьесберегающих технологий.

 
Центр дополнительного образования:
Созданы  программы дополнительного образования по следующим    направлениям:

  • музыкальное;

  • хореографическое;

  • театральное;

  • художественно-эстетическое;

  • естественных и точных наук;

  • гуманитарных наук;

  • досуговой деятельности;

  • технического творчества;

  • краеведения;

 
2. Работа во вторую половину дня. 
                                                             Работа коллективов Центра дополнительного образования включает следующие отделы:
                - компьютерные технологии;
                - иностранные языки;
                - художественный;
                - культурно – досуговый;
                - естественно – научный;
                - железнодорожное моделирование.
 
Наши традиции:
В школе интернате сложились добрые традиции. Проходят:

  • научно-практические конференции; (в том числе и региональная для младших школьников);

  • олимпиады;

  • спортивные соревнования;

  • новогодние представления;

  • встречи с ветеранами-железнодорожниками войны и труда;

  • праздники народного календаря;

  • фестивали достижений детского творчества;

  • праздники Первого и Последнего звонков;

  • выпускные вечера;

  • экспедиции и походы по родному краю;

  • организация практики воспитанников на Детской железной дороге;

  • связь с выпускниками-железнодорожниками;

  • церемония «Триумф»;

  • волонтерское движение;

  • трудовые десанты;

  • ежемесячные дни здоровья;

  • марафон знаний, День науки;

  • День призывника;

  • Рождество на иностранном языке;

  • День памяти А.С.Пушкина;

  • День памяти Нобеля;

  • конкурс сочинений о железнодорожном транспорте;

  • коллективные творческие дела.

 
V. Сведения об участии коллектива в опытно-экспериментальной работе
1. Школа – интернат является федеральной экспериментальной площадкой по теме: «Формирование здоровьесберегающей социально – адаптированной образовательной среды в условиях учреждения железнодорожной направленности». (Соглашение от 29 ноября 2011г. Приказ № 254 от 29.11.2011 Федерального института развития образования)
 
VI. Участие коллектива в конкурсах педагогических достижений

  1.  

Участие педагогического                          коллектива во Всероссийском конкурсе здоровьесберегающих технологий.

Лауреаты национальной премии в области образования (2011 г.)

  1.  

Участие педагогического коллектива во Всероссийском открытом дистанционном конкурсе  педагогического мастерства «Педагогические инновации».

Диплом 1 степени (2011г.)

  1.  

Участие педагогического коллектива во Всероссийском конкурсе «Лучшая методическая разработка».

Диплом 2 степени (2012г.)

  1.  

Участие педагогического коллектива во Всероссийском открытом профессиональном конкурсе педагогов «Мультимедиа урок в современной школе».

Диплом 1 степени (2011г.)

  1.  

Участие педагогического коллектива в             региональном конкурсе «Педагогические таланты Кузбасса».

Диплом 1 степени (2011г)

  1.  

Участие педагогического коллектива во Всероссийском проекте «Школа  цифрового века».

Дипломы участникам (2012г)

                 
VII. Международные связи
Международные проекты: «Капля воды шагает по планете» (Испания), мультимедийная книга «Альфа – тур шагает по планете» (США), «Представление русского фольклора» (США),  проект – конференция «Обращение к политическим лидерам по решению проблем глобального потепления» (США),  проект – голосование «За сохранение лесов» (США),  проект – фестиваль «Презентация  видеороликов «Наша школа – дом родной», исследовательский проект «Сравнение климатических условий разных континентов (США), проекты - конференции онлайн «Мой школьный день» (Финляндия), «Роль комнатных растений для здоровья ребенка» (Австралия), «Россия + Китай = дружба».
Международные обмены: Австралия, Испания, США.
 
YIII. Результативность воспитательно – образовательного процесса
1. Результаты государственной итоговой аттестации воспитанников 9, 11 классов в 2013 – 2014 учебном году соответствуют заявленному уровню и статусу школы-интерната. 1 выпускник получил 100 баллов по русскому языку.
2. За отличную учебу в 2013 – 2014 учебном году 11 воспитанников награждены стипендией губернатора Кемеровской области.
3. Результаты  участия в предметных олимпиадах:
           - 6 воспитанников стали победителями районных предметных           олимпиад;
          - 20 воспитанников стали призерами (2, 3 места)  районных предметных олимпиад;
         - 4 воспитанника стали призерами городских предметных олимпиад;
        - 1 воспитанник стал победителем городской олимпиады по технологии.
4. Сведения о других достижениях воспитанников
Призеры и победители:
всероссийского  открытого конкурса  «Первые шаги  в науке», 2012 - 2014г.г.;
всероссийской  научно-исследовательской конференции младших школьников «Мир глазами детей», 2012 - 2014г.г.;
всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо»,  2013, 2014г.г.;
всероссийского конкурса научно- исследовательских работ обучающихся                          общеобразовательных учреждений «Менделеев», 2013г.:
всероссийских дистанционных  олимпиад (по предметам);
заочного  всероссийского конкурса «Созвездие талантов»;
всероссийских дистанционных конкурсов Центра творческих инициатив «Snail»
конкурса  социальной рекламы «С нами - будущее».
 
5. Сведения о поощрении педагогов, их профессиональной компетентности.  В школе – интернате:
       Почетный  работник общего образования – 14;
       Кандидат педагогических наук                      - 2;
       Кандидат философских наук                         - 1;
       Автор  методических публикаций              - 10;
       83,3% % педагогов имеют высшее образование;
       93,3 % педагогов имеют первую и  высшую квалификационную категории.
       Обладатели:
Почетной грамоты президента ОАО «РЖД»                             - 5;
сертификата Всероссийского Фестиваля «Открытый урок» - 7;  
 медали «За вклад в развитие образования»                                - 2;
медали «За достойное воспитание детей»                                -  3;
медали «За заслуги перед Кемеровской областью»                   - 3;
медаль «Материнская слава»                                                      - 1;
благодарности президента ОАО «РЖД»                                   - 3;
Почетной грамоты Министерства образования    РФ            - 7;
Почетной грамоты Министерства транспорта РФ              - 1;
Благодарности Министра транспорта РФ                              - 2.
Педагоги школы являются:

  • обладателями национальной  премии «Золотой фонд российского образования» всероссийского конкурса «Призвание быть учителем»;

  • обладателями золотых и серебряных медалей международного конкурса «Золотая медаль ITE Сибирской Ярмарки»;

  • лауреатами Всероссийской дистанционной научно-практической конференции «Эйдос»;

  • лауреатами  всероссийского  конкурса «Директор школы-2012, 2014г.г.»;

  • победителями отделенческой  спартакиады по плаванию, волейболу, настольному теннису; 

  • победителями международного конкурса-фестиваля детского и молодежного творчества «Преображение»;

  • победителями всероссийского конкурса  «Где здоровье там и я - со здоровьем мы друзья»;

  • победителями всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»;

  • победителями всероссийского  конкурса педагогического мастерства «Лучшая методическая разработка»;

  • призерами сетевого конкурса  профессионального мастерства «Лучший педагогический работник негосударственных образовательных учреждений ОАО «РЖД»;

  • призерами Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»;

  • участниками всероссийского проекта «Цифровая школа века»;

  • дипломантами всероссийского конкурса «Лучший урок физкультуры XXI века»;

  • членами и участниками конкурсов Всероссийского интернет- педсовета.

В школе-интернате разработана и внедряется комплексно-целевая программа «Система повышения профессиональной компетентности педагогов». Целью ее является создание в школе-интернате высокого уровня познавательной среды, широких и разнообразных оснований для самосовершенствования, повышения своего профессионального статуса каждым  педагогом. Уже получены следующие результаты:

  • создание системы профессионально - личностного самообразования учителей;

  • повышение уровня  готовности учителей к реализации своих  профессиональных компетенций и творческого потенциала;

  • организация в школе-интернате общекультурной развивающей среды, которая является важнейшим фактором развития и саморазвития учителей.

Основными компонентами системы повышения профессиональной компетентности педагогов  школы-интерната, построенной на системном подходе, являются:

  • целеполагание как системообразующий фактор;

  • мотивация как потребность в саморазвитии, самообразовании, самореализации;

  • содержание, формы, методы и средства самообразовательной и самовоспитательной    деятельности и методической работы, включающие методическую, научно-         методическую, научно-теоретическую (психологическую и педагогическую),      философскую и культурологическую подготовку учителя;

  • управление, т.е. организация, руководство, анализ, оценка, контроль, диагностические          исследования, применение технологий управленческой деятельности;

  • реализация системы через деятельностный подход;

  • результаты как переход учителя с одного уровня творческой деятельности на более высокий.

 

  1. Количество учащихся, закончивших в 2013 году  9 класс - 16 чел.

из них поступили:

  • в 10 класс - 7 чел.

- в ССУЗ - 9 чел.
7. Количество учащихся, закончивших в 2013 году 11 класс –  12 чел.
Из них поступили в вузы  – 12 чел.
8. Количество учащихся, выбывших из 1 – 9 классов без уважительных причин – нет.
 
IX.   Материально – техническая база
  Проектная мощность школы-интерната – 300 мест, реальная ежегодная наполняемость – 185 – 190 детей из семей железнодорожников, работающих на линейных железнодорожных станциях и разъездах, а также 60 – 65 детей в филиалах школы-интерната.   Школа-интернат располагает трехэтажным зданием площадью 5641 кв.м. и пришкольным участком 0,7 га. Это современный комплекс, состоящий из учебного и комфортабельного спального корпусов. В школе - интернате 16 учебных кабинетов,  мастерские, расположенные в отдельно стоящем здании,  спортивный зал, тренажерный (7 тренажеров) зал, стадион (хоккейная коробка, баскетбольная площадка, беговая дорожка, футбольное поле, детский городок), зал лечебной физкультуры, танцевальный зал. Создана лаборатория мониторинга. Имеется компьютерный класс на 11 рабочих мест. Кроме этого оборудовано компьютерами 48 учебных, административных, методических кабинетов. Имеется мультимедийное оснащение и  следующая оргтехника:
  принтеры - 26, интерактивные доски – 18, проекторы – 18, брошюровальная машина - 1, плоттер – 1,  аппарат для ламинирования – 1,  сканеры – 3,  ксероксы – 8,  видеокамеры – 11,  цифровые фотоаппараты – 11,  телевизоры – 26,  видеомагнитофоны – 12,  DVD – 12, мобильный класс – 1, нэтбуки – 60, интерактивный стол – 1, документ камеры - 14, система быстрого опроса обучающихся - 4.
     В школе-интернате функционируют: бассейн, сауна, спелеокабинет, стоматологический кабинет, физиокабинет.
 
 Все вышеперечисленные показатели свидетельствуют о  выполнении поставленных задач, способствующих  формированию благоприятных, психологически комфортных, педагогически оправданных условий получения полного среднего образования в крупном образовательном комплексе.
      В то же время можно выделить ряд факторов, в значительной степени определяющих планирование дальнейшего развития школы - интерната. К числу этих факторов относятся:
1.  Ускорение темпов развития общества, выразившееся в:

  • расширении возможностей социального выбора;

  • переходе к информационному обществу, значительному расширению масштабов межкультурного взаимодействия;

  • возникновении и росте глобальных проблем, которые могут быть разрешены в результате сотрудничества;

  • динамичном развитии экономики, росте конкуренции, глубоких структурных изменениях в сфере занятости, определяющих постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации.

2.  Изменения, произошедшие в системе образования Российской Федерации:

  • развитие личностно-ориентированного образования;

  • повышение уровня общественной поддержки образовательных учреждений;

  • развитие информатизации образования, внедрение в процесс обучения новых интерактивных технологий, электронных учебно-методических комплексов;

  • отработка моделей предпрофильного и профильного обучения;

  • создание системы здоровьесберегающих технологий и их внедрение в деятельность образовательных учреждений.

3. Высокий потенциал педагогического коллектива школы - интерната и создание условий, обеспечивающих выполнение требований, предъявляемых к  образованию ОАО «РЖД»,  родителями и воспитанниками:

  • готовность  педагогов к повышению профессиональной квалификации с целью подготовки к работе в новых условиях;

  • ориентация процесса обучения на самостоятельность учащихся, позволяющая овладевать необходимыми  в информационном обществе умениями и навыками;

  • организация образовательной среды школы - интерната путем обогащения внешкольными источниками информации, что дает возможность учащимся и учителям использовать их образовательный потенциал и интегрировать получаемую информацию в процесс обучения;

  • сложившийся стиль управления, обеспечивающий мотивационную готовность педагогов к необходимым изменениям и желание их осуществлять;

  • совершенствование системы внеклассной работы с воспитанниками всех возрастов и расширение сферы дополнительного образования;

  • развитие и укрепление материально-технической базы школы – интерната.

      Все выше перечисленные факторы позволяют предположить, что в  школе - интернате  созданы условия, помогающие на новом  уровне подойти к  решению проблемы обеспечения нового качества образования, которое опиралось бы на позитивные изменения, происходящие как в обществе в целом, так и в образовании в частности, эффективно использовало бы интеллектуальные и материально-технические ресурсы, имеющиеся в школе - интернате, отвечало бы социальным ожиданиям и  образовательным запросам ОАО «РЖД»,  родителей и воспитанников.         В современных условиях мы должны говорить о наличии множества запросов, на которые школа-интернат должно отвечать. Реальными заказчиками становятся воспитанник, его семья, работодатель в лице ОАО «РЖД», общество.
 
Нормативная база для разработки программы развития
 
  Управление школой – интернатом  осуществляется на основе законодательных и нормативных актов, принятых федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной власти, на основе ведомственных  и нормативных актов. Общая законодательная база деятельности отображается в Уставе, локальных актах. Все разработанные и принятые документы соответствуют правовому статусу школы – интерната и базируются на следующих документах:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Закон РФ «0б основных гарантиях прав ребенка».
3. Закон РФ «Об образовании».
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2012   года.
  5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.
 6. Устав  Школа – интернат № 19 ОАО «РЖД.
7. Локальные акты учреждения.
8. Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования».
9. Концепция развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» (2010 – 2015).
10. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
11. Программа поликультурного образования в образовательных учреждениях ОАО РЖД.
 
II РАЗДЕЛ
 
ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОРАММЫ
 
Программа развития школы – интерната № 19 ОАО «РЖД» создается на период с 1 сентября 2010 года по 31 августа 2015 года. Временные рамки программы развития обусловлены уровнем поставленных задач в Концепции развития образовательных учреждений ОАО «РЖД» и созданием необходимых условий для их решения. 

Сроки

Этап

Ожидаемые результаты

2010 - 2011

Организационно-педагогический

  • Создание условий для:

  • повышения профессиональной компетентности педагогов в области высоких технологий, развития информационной культуры учителя, готового решать новые педагогические задачи с опорой на информационно-коммуникативные технологии;

  • развития и укрепления необходимой учебно-материальной базы;

  • перехода на единый формат внутришкольной документации.

  • Отбор и анализ существующего информационного обеспечения образовательного процесса с целью определения наиболее качественного по содержанию и методикам материала, а также с целью выявления источников дальнейшего пополнения и развития информационных ресурсов школы- интерната.

  • Разработка пакета необходимых профильных и элективных курсов с опорой на опыт, накопленный в современном образовании, и  с учетом образовательных запросов  и приоритетов воспитанников, ориентированных на железнодорожные профессии.

  • Создание и апробация проекта «Лучший класс года» как способа укрепления единства образовательного пространства школы - интерната, повышения привлекательности образовательного процесса.

2012 - 2013

Экспериментально-внедренческий

  • Апробация и экспертная оценка существующего и создаваемого информационного обеспечения образовательного процесса, профильных и элективных курсов.

  • Изучение опыта классных руководителей по учету достижений учащихся и оперативному информированию родителей.

  • Экспериментальное введение интерактивных форм взаимодействия классных руководителей и родителей воспитанников.

  • Разработка и апробация проектов по расширению круга социальных партнеров школы - интерната, формированию пакета  социальных программ и поиску новых форм информирования общественности  о достижениях и проблемах.

2014 -2015

Предоставление гарантированного поля возможностей всем участникам образовательного процесса для достижения нового качества образования

  • Создание информационно-насыщенного образовательного пространства, обеспечивающего устойчивое новое качество и эффективность получаемого образования на всех ступенях обучения

 
III. РАЗДЕЛ
 
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ - ИНТЕРНАТА № 19 ОАО «РЖД»
 
Школа – интернат  представляет собой образовательное учреждение, в котором реализуются образовательные программы начального общего образования, основного и среднего (полного) общего образования с дополнительной подготовкой по профильным предметам и программы дополнительного образования. Миссией образовательного учреждения является предоставление максимально широкого поля возможностей наибольшему числу воспитанников, ориентированных на высокий уровень образования и воспитания и хорошую подготовку для поступления в железнодорожные образовательные учреждения. Основным условием успешности развития школы – интерната  полагается сочетание высокого педагогического профессионализма учителей и внутренней образовательной мотивации школьников. Первое обеспечивается за счет построения гуманистической, технологичной, научной системы развития педагогического коллектива. Второе – за счет ориентации во взаимодействии с учениками на развитие их познавательного интереса, общеучебных и предметных умений, эмоциональной привлекательности процесса обучения.
 
Основные педагогические идеи, реализуемые в условиях образовательного пространства школы - интерната:

  1. Успешность образовательного процесса определяется степенью заинтересованности всех его участников (учеников, педагогов, родителей) в положительных, личностно значимых результатах.

Успех, как эмоционально разделяемое с другими достижениями, является основной идеей педагогического взаимодействия в образовательном учреждении, ориентированном на глубокое качественное разностороннее образование.

  1. В условиях школы - интерната достижение хороших образовательных результатов каждым учеником возможно только в том случае, если решена задача оптимального сочетания:

  • основного и дополнительного образования;

  • разнообразных форм учебной деятельности;

  • требований стандарта и индивидуальных способностей, склонностей учащихся;

  • эмоционально-психологической комфортности и интенсивности учебной деятельности школьников;

а также при использовании на уроке и во внеурочной деятельности новых информационно-коммуникативных технологий, электронных учебно-методических комплексов.

  1. Построение эмоционально-привлекательной образовательной среды представляет собой процесс непрерывного создания, сохранения и развития школьных традиций в условиях преемственности и согласованности всех реализуемых в школе - интернате образовательных программ и маршрутов.

Результатом создания такой среды должен стать привлекательный для всех участников образовательного процесса имидж школы-интерната, в основе которого будут такие понятия, как престиж, компетентность, творчество, игра, открытость, развитие.

  1. Целью образовательного взаимодействия является:

  1. создание условий, обеспечивающих, с одной стороны, развитие личности каждого воспитанника, умеющего и желающего учиться, а с другой стороны, самореализацию каждого педагога, ориентированного как на развитие собственной творческой индивидуальности, так и на успешность общего, «командного» дела;

  2. развитие у воспитанников способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта;

  3. развитие образовательной среды профильного обучения, обеспечивающей реализацию образовательных возможностей и запросов воспитанников и их родителей.

 
Организационно-педагогические принципы, реализуемые
в школе - интернате.
 
Школа - интернат рассматривается нами как единое образовательное учреждение, все компоненты которого проектируются и развиваются в соответствии с единой логикой построения образовательного пространства, а все участники осознают цели и разделяют ценности, определяющие содержание его деятельности. Успешность выбранной стратегии развития зависит от соблюдения в ежедневной образовательной практике следующих организационно-педагогических принципов:

  • принцип роста самостоятельности образовательной деятельности учащихся и их ответственности за получаемые промежуточные и итоговые результаты от начальной до завершающей ступени обучения;

  • принцип расширения образовательного пространства учеников на основе учета их способностей, интересов и склонностей;

  • принцип расширения поля выбора воспитанниками собственного образовательного маршрута при переходе с одной ступени обучения на следующую;

  • принцип комплексного сопровождения ученика и педагога;

  • принцип равной значимости для процесса самоопределения и самореализации каждого школьника как содержания учебных дисциплин, так и системы развивающей, досуговой деятельности;

  • принцип сочетания индивидуального и социального подходов в осуществлении развивающей, досуговой деятельности воспитанников и педагогов;

  • принцип преемственности целей, ценностей и технологий на всем протяжении образовательного маршрута;

  • принцип максимальной доступности образовательных ресурсов для любого воспитанника и педагога;

  • принцип минимизации объема репродуктивных заданий в учебном процессе;

  • принцип максимальной эффективности взаимодействия ученика и педагога на уроке.

Соблюдение этих принципов в процессе проектирования, создания, существования и развития школы - интерната позволит максимально эффективно воплотить в реальное образовательное пространство идею непрерывного развития образовательной мотивации воспитанников, реализовать на практике сочетание  «успешный ученик – успешный учитель – успешная школа».
 
Педагогические технологии, реализуемые в школе - интернате.
 
Реализуемые в школе - интернате педагогические технологии направлены, прежде всего, на повышение качества образования и развитие образовательной мотивации школьников, формирование и преобразование комфортной развивающей образовательной среды, в которой каждый ученик существует как активный субъект образовательного процесса. Основными идеями реализуемых технологий являются идеи Самореализации, Успеха, Достижений, Сотрудничества, Творчества. В настоящее время в рамках каждой из реализуемых в школе – интернате  образовательных программ разрабатываются и реализуются:

  • технология индивидуального комплексного непрерывного сопровождения учащихся;

  • технология «Традиции и Праздники», реализуемая педагогами в форме дел и событий коллективного творческого характера;

  • технология сопровождения учебно-исследовательской деятельности старшеклассников, направленная на развитие исследовательских умений;

  • технологии развивающего и проблемного обучения в начальной школе, используемые в рамках проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления»;

  • информационно-коммуникативные технологии на всех ступенях обучения и по всем предметам;

  • технология учебного проектирования;

  •  методы и приемы игровых технологий;

  • здоровьесберегающие методики (технологии);

  • разноуровневое обучение;

  • технология модульных циклов;

  • технология критического мышления;

  • использование отдельных методов и приемов КСО;

  • языковое портфолио;

  • дистанционное обучение.

 
Таким образом, используемые технологии позволяют эффективно достигать поставленные данной образовательной программой цели. Разнообразие интересных методик и проектов повышает образовательную мотивацию учащихся, делает процесс освоения знаний личностно-значимым и успешным.
Образовательная программа реализуется   на основе личностно-ориентированного подхода в обучении через:

  • методы и приемы игровых технологий;

  • здоровьесберегающие методики (технологии);

  • разноуровневое обучение;

  • использование отдельных методов и приемов КСО;

  • языковое портфолио;

  • дистанционное обучение;

  • лекционно-семинарские занятия;

  • индивидуальные консультации;

  • тьюторские группы;

  • мастерские;

  • проблемное обучение;

  • личностно-ориентированное обучение;

  • информатизацию процесса обучения;

  • дидактические игры;

  • программированное обучение;

  • работу малых групп;

  • зачетную  форму;

  • самостоятельную работу.                                                                                 

 
 
Прогнозируемый результат деятельности педагогического коллектива школы - интерната в период с 2010 по 2015 год – создание условий, обеспечивающих достижение обучающимися уровня образованности, соответствующего их личному потенциалу, ориентацию в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способность к самостоятельному решению социально и личностно значимых проблем в различных сферах деятельности и готовность к продолжению образования в железнодорожных образовательных учреждениях.
 
Для достижения обозначенного результата педагогическому коллективу школы – интерната № 19 ОАО «РЖД» необходимо решить следующие задачи:

  • создать в школе – интернате  современную информационно-насыщенную образовательную среду с широким применением новых, в том числе информационно-коммуникативных технологий, обеспечивающих качественные изменения в организации и содержании педагогического процесса, а также в характере результатов обучения;

  • отработать различные модели предпрофильной и профильной подготовки учащихся на основе оптимального сочетания качественного уровня образования с широким спектром дополнительного образования в эмоционально привлекательной воспитывающей среде;

  • продолжить работу по формированию имиджа школы - интерната как учреждения высокой  педагогической культуры, отвечающего требованиям, предъявляемым к современной школе;

  • осуществить необходимые мероприятия для создания в школе - интернате условий, обеспечивающих эффективное использование современных информационно-коммуникационных технологий с целью достижения нового качества образования на всех этапах обучения;

  • оказать необходимую помощь всем категориям педагогических работников школы - интерната для повышения их квалификации с целью подготовки  к работе в новых условиях и в соответствии с выдвигаемыми требованиями;

  • обеспечить качественное повышение эффективности  психологического, методического,  социального,  педагогического, медицинского  сопровождения развития  воспитанников  на всех этапах школьного воспитания и обучения;

  • разработать систему мероприятий, обеспечивающих оптимальное соотношение у воспитанников  «школьных знаний» и  жизненного опыта, представляющих совокупность знаний о способах решения проблем, нормах поведения, существующих правилах, которых следует придерживаться в процессе  общения и практической деятельности;

  • совершенствовать формы и методы системы эффективного воспитания, способствующие приобщению воспитанников к опыту созидательной деятельности на благо страны;

  • расширить сферу дополнительного образования для наиболее полного раскрытия  индивидуальных творческих  возможностей всех воспитанников;

  • продолжить работу по поиску региональных, общероссийских и международных интеллектуально-творческих проектов и грантов с целью расширения круга образовательных возможностей для участников образовательного процесса (учеников и педагогов);

  • отработать различные варианты совместных акций, мероприятий и долгосрочных проектов с образовательными, культурно-досуговыми организациями и социальными партнерами  для  повышения инвестиционной привлекательности школы - интерната и расширения социального партнерства.

 
IV. РАЗДЕЛ
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ -  ИНТЕРНАТА
Развитие школы – интерната ориентируется на построение открытого информационного образовательного пространства, которое максимально будет способствовать развитию физически, психически и нравственно здорового выпускника как компетентной, социально – интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности. Таким образом,  к приоритетным направлениям программы развития нашей школы относятся:
1. Модернизация структуры и содержания образования в школе на всех уровнях:

  • совершенствование предпрофильной подготовки в 8-9 классах;

  • изменение структуры образовательных программ профильной подготовки воспитанников (по содержанию и формам организации образовательного процесса);

  • введение нового базисного учебного плана;

  • введение программ интеграции академических курсов по профилям и дополнительного, продуктивного образования .

 2. Разработка и реализация внутришкольной программы «Качество образования»:

  • система оценивания метапредметных результатов образовательной деятельности воспитанников;

  • система мониторинга качества условий, образовательных результатов и качества преподавания;

  • изучение общественного заказа на образовательные услуги и разработка техно­логической, нормативно-правовой основы его размещения в структуре образо­вательной программы школы-интерната.

К основным задачам повышения качества образования можно отнести продолжение работы:
-    по обеспечению обязательного и доступного общего образования;
- по совершенствованию контроля и управления качеством образования;
-    по повышению роли дополнительного образования воспитанников;
- по разработке и внедрению государственных стандартов образования;
-   по подготовке образовательного учреждения к профильному обучению;
-      по повышению роли семьи в обучении и воспитании детей.

  1. Совершенствование  концепции сохранения здоровья воспитанников:

  • превращение безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья в одно из приоритетных направлений деятельности учреждения;

  • создание условий для развития материальной базы спортивных, спортивно­оздоровительных и медицинских подразделений школы-интерната;

  • разработка научно-методических и организационных основ мониторинга состоя­ния здоровья обучающихся, информационного и медицинского обеспечения про­филактической работы на всех уровнях.

4. Разработка программы гражданского образования:

  • определение содержания образования, его форм, методов на основе возраст­ных, индивидуально-психологических особенностей учащихся;

  • предоставление воспитанникам реальных возможностей участия в управлении школой - интернатом; использование интерактивных методов обучения;

  • построение вертикали гражданско-правовых знаний (в предметной области и метапред­метной), которая в состоянии обеспечить формирование устойчивого правосознания, усвоение правовой культуры и воспитание высоких нравственных качеств личности;

  • построение системы воспитательной работы, сориентированной на обеспечение готовности выпускников к овладению нормами права и ком­петенциями гражданина; определение и разработка форм и технологий для развития системы;

  • разработка программы по формированию образовательной среды сотрудни­чества с семьями воспитанников, реализация которой - способ построения гражданско-правового поля в школе.

5. Воспитательная система школы-интерната:

  • обновление содержания, технологий воспитательной деятельности на основе тра­диций школы и современных потребностей общества;

  •   совершенствование взаимодействия семьи и образовательного учреждения

по вопросам воспитания обучающихся;

  •   интеграция общего и дополнительного образования в учреждении;

  •   оптимизация деятельности школы-интерната по развитию профориентационного направления;

  •   развитие школы диалога культур.

  1. Развитие системы непрерывного профессионального роста педагогов, руководителей учреждения:         

  •   самодиагностика профессиональной деятельности;

  •   исследовательская, проектно-программная и методическая деятельность педагога;

  •   программы повышения квалификации: создание постоянно действующих учебных модулей и демонстрационных площадок по обобщению и распространению педагогического опыта.

7. Профессиональное самоопределение воспитанников:
интеграция следующих направлений в профориентационной деятельности:

  • просветительное

  • психодиагностическое

  • образовательное

  • консультативное

8. Реализация принципа автономности образовательного учреждения (школа-интернат - хозяйствующий субъект системы образования ОАО «РЖД») в условиях нормативного финансирования; маркетинг образовательных услуг.
9. Одаренные дети:

  • создание концепции и программы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной среды школы - интерната;

  • создание электронного портфолио для одаренных детей;

  • разработка конкретных методик, технологий обучения, психологических тренингов и т.п. при работе с одаренными детьми.

    10. Информатизация образовательного пространства школы-интерната: 

  • совершенствование компьютерного парка школы-интерната как условие реализации задач информатизации образовательного пространства учреждения;

  • технологические аспекты процесса информатизации школы (включая цифровые образовательные ресурсы);

  • компетентность участников образовательного процесса в области использования информационно-компьютерных технологий, оценка их эффективности в образовании;

  • организационные условия и доступность средств информационно-компьютерных технологий в школе-интернате и организация внешних связей.

11. Повышение роли семьи в воспитательно-образовательном процессе.
5 основных параметров сотрудничества школы и семьи:

  • изучение семей;

  • информирование родителей;

  • просвещение родителей;

  • консультирование родителей;

  • совместная деятельность педагогов и родителей.

12. Поликультурное образование:

  • включение в учебный процесс дополнительных материалов, способствующих поликультурному просвещению воспитанников и обучающихся вне зависимости от их национальной принадлежности;

  • введение специальных курсов, отражающих национальную духовную культуру и историю этнических групп Кемеровской области.

13. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального образования:

  • совершенствование системы работы дополнительного образования;

  • укрепление материально – технической базы;

  • повышение квалификации учителей по новым ФГОСам.

 
Новые условия развития требуют изменения стиля управления, использования технологий педагогического менеджмента в организации структуры управ­ления по реализации Программы инновационного развития школы-интерната, ее проектов, подпрограмм.
Для этих целей необходима организация работы по:

  • созданию атмосферы взаимопонимания, компетентности принятия решений и реализации программных мероприятий, самокритичности и дискуссионности об­суждения концептуальных идей развития;

  • укреплению формы соуправления учебно-воспитательными процессами, процессами целеполагания, планирования и организации творческих дел;

  • совершенствованию нормативно-правовой базы школы-интерната;

  • информированию об инновационных изменениях всех субъектов образователь­ного процесса и социальных партнеров учреждения;

  • систематизации внутришкольного  мониторинга реализации программ и проек­тов Программы развития;

  • созданию инфраструктуры, системы деятельности Центра педагогического ме­неджмента школы-интерната, научно-образовательного комплекса, разрабатывающего и внедряющего научно-проектную документацию, регламентирующую деятель­ность учреждения;

  • созданию единого информационного пространства «воспитанник - педагог - адми­нистрация - родитель – отдел образовательных учреждений – Западно – Сибирская железная дорога - департамент ОАО «РЖД», которое позволяет информи­ровать всех участников образовательного процесса о его ходе и результатах, размещать в Интернете информацию о жизни школы-интерната;

  • созданию информационного и программного обеспечения всех программ инно­вационного развития школы-интерната: информационные базы данных, компьютерные техно­логии хранения и обработки педагогической информации, планирования и анали­за деятельности; активное использование возможностей информационных сетей, электронной почты;

  • активизации издательской деятельности школы-интерната;

  • созданию диагностического аналитического центра школы: организация, перера­ботка и анализ результатов педагогической диагностики;

  • созданию системы материально-технического и технологического развития учреждения;

  • разработке бизнес-плана развития школы-интерната, его ежегодная коррекция.

     

 

 
 
Эффективным способом решения поставленных задач станет реализация следующих проектов:
 

Проект

Задача

Направления решения

«Технопарк»

Создание современной информационно насыщенной образовательной среды с широким применением новых информационно-коммуникативных технологий, обеспечивающих качественные изменения в организации и содержании образовательного процесса, а также в характере результатов обучения.

  • Отбор и использование в воспитательно-образовательном пространстве школы-интерната, анализ, апробация и экспертная оценка существующих и создаваемых современных информационных учебно-дидактических комплектов, отвечающих разработанным требованиям, ожидаемым результатам и специфике образовательного пространства школы - интерната.

  • Анализ эффективности использования информационных учебно-дидактических комплектов.

  • Активизация участия педагогов и обучающихся в олимпиадах, конкурсах, проектах с использованием информационно-коммуникативных технологий.

  • Интеграция отобранных программных продуктов с конкретными учебными программами.

  • Оборудование кабинетов начальной школы, информационно-коммуникативными технологиями 

«Профиль»

Совершенствование моделей предпрофильной и профильной подготовки учащихся.
Обеспечение качества образования и повышение  эффективности психологического, методического, социального, педагогического, медицинского сопровождения развития воспитанников.

  • Анализ, отбор и внедрение в образовательный процесс с соответствующей корректировкой годовой и недельный учебные планы для IХ и ХI классов.

  • Разработка и внедрение в ВОП индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся 8-11 классов.

  • Обеспечение необходимых организационных и материально-технических условий для создания педагогами школы-интерната разнообразных по содержанию и назначению элективных курсов, а также внесение изменений в уже созданные специальные курсы (в рамках дополнительного образования), получившие высокие экспертные оценки и доказавшие эффективность и востребованность среди учащихся развивающихся в пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения.

  • Изучение возможностей использования  образовательных ресурсов муниципальной системы образования.

  • Выявление и распространение передового педагогического опыта по профильному обучению через научно-практические конференции, профессиональную учебу, заседания цикловых и методических объединений, публикации и др. Внесение необходимых изменений в действующую нормативно-правовую базу школы-интерната. 

  • Разработка программы повышения квалификации педагогов «Учитель профильной школы»;

  • Совершенствование системы психолого-педагогической поддержки на этапе «вхождения» учащихся в старшую профильную школу.

«Профессио
нал»

Оказание необходимой помощи всем категориям педагогических работников школы-интерната для повышения их квалификации с целью подготовки к работе в новых условиях и в соответствии с выдвигаемыми требованиями.

  • Акмеологическое сопровождение здоровьесберегающей социально адаптированной среды в условиях  ведомственной направленности.

  • Разработка программы повышения квалификации педагогов «Информационная культура современного учителя»; реализация программы через краткосрочные разноуровневые курсы, самообразование педагогов.

  • Определение ключевых компетенций и компетентностей учителей по каждому учебному предмету в рамках работы над проблемой «Формирование ключевых образовательных компетенций участников воспитательно – образовательного процесса на основе главных направлений  Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и Концепции развития системы  дошкольного и общего образования  ОАО «РЖД», Программы поликультурного образования.

  • Создание условий для предъявления результатов профессионального обучения по использованию ключевых компетенций и компетентностей в учебной деятельности (открытые уроки, создание технологических карт, демонстрация продуктов интеллектуально-творческой деятельности на научно-практических конференциях, предметных неделях, в рамках недели высоких технологий и др.).

  • Проведение комплекса необходимых мероприятий с целью расширения информационного пространства ученика и учителя, а именно:

    • систематическое пополнение ресурсов медиатеки и обеспечение их грамотного использования;

    • продолжение издания альманаха «Педагогический вестник»;

    • продолжение работы по систематизации имеющихся и вновь создаваемых материалов, выпуск Каталогов и аннотированных сборников;

    • развитие и укрепление необходимой материальной базы;

    • продолжение работы по созданию учебного комплекса по школьным предметам, выносимым на единый государственный экзамен, на  CD-ROM, включающий теоретические, справочные материалы, обучающие и контролирующие программы, разработанные специалистами, учителями и воспитанниками школы - интерната;

    • продолжение работы по подбору и оптимальной расстановке высокопрофессиональных педагогов и специалистов.

  • Совершенствование работы Службы педагогического мониторинга, обеспечивающей наиболее объективную оценку качества результатов обучения, способствующей становлению и развитию тестовой профессиональной культуры педагогов и  образовательной культуры учащихся.

  • Реализация программы «Здоровый учитель» через систему мероприятий для педагогического коллектива, в частности – лекции специалистов, консультации, физкультурно-массовые мероприятия.

  • Определение новых направлений методических поисков через работу над едиными методическими темами с учетом особенностей цикловых и методических объединений.

  • Продолжение работы по формированию системы мер мотивации, морального и материального поощрения труда педагогов, участвующих в инновационной деятельности

«Оптима»

Осуществление необходимых мероприятий для создания условий в школе - интернате, обеспечивающих эффективное использование современных технологий с целью достижения нового качества образования на всех этапах обучения.

  • Совершенствование работы по созданию единой информационной сети школы-интерната.

  • Отработка оптимального механизма ведения базы данных воспитанников.

  • Изучение и распространение опыта классных руководителей по учету достижений воспитанников на всех этапах обучения и воспитания и оперативное информирование родителей с использованием традиционных (родительское собрание, день встречи с классным руководителем, информационные письма) и новых (интерактивных) форм.

«Шире круг» (воспитание и дополнительное образование)

Совершенствование форм и методов эффективного воспитания, способствующие приобщению воспитанников к накопленному опыту содержательной разнообразной деятельности.
Расширение сферы дополнительного образования для наиболее полного раскрытия индивидуальных возможностей всех воспитанников и  обучающихся в школе - интернате.
Разработка системы мероприятий, обеспечивающих оптимальное соотношение у воспитанников школьных знаний и жизненного опыта, представляющих совокупность знаний о способах решения проблем, нормах поведения, существующих правилах, которых следует придерживаться   в процессе общения и практической деятельности.
Работа по поиску региональных, общероссийских и международных интеллектуально-творческих проектов  с целью расширения круга образовательных возможностей для воспитанников и педагогов.
Отработка различных вариантов совместных акций, мероприятий и долгосрочных проектов с образовательными, культурнодосуговыми организациями и социальными партнерами (реальными и потенциальными).
Формирование системной модели научно-методического и организационного обеспечения Программы поликультурного образования.

  • Создание и апробирование проекта «Лучший класс года».

  • Реализация проекта «Узнай свою страну – 2» (расширение круга социального партнерства с целью совместной разработки интеллектуально-творческих проектов, предусматривающих активное включение воспитанников в социальную практику, общественно-значимую деятельность).

  • Интеграция во всероссийские и международные интеллектуально-творческие проекты.

  • Организация школьного спортивного клуба.

ПОДПРОГРАММЫ ПРОЕКТА:

  • Познавательно-культурологическая: реализация проектов «Культурное наследие», «Острова в океане», «Гейм-клуб», «Годовой круг праздников и традиций» в сотрудничестве с детской школой искусств, Центральной детской библиотекой, музеем им. Достоевского, театрами.

  • Экологическая: участие в образовательных программах и акциях городского Дома творчества, разработка программ по экологическому воспитанию.

  • Этнографическая и градоведческая: участие в программах краеведческого музея, составление аннотированного экскурсионного справочника для педагогов, родителей и воспитанников.

  • Профориентационная: встречи с представителями средних специальных и высших железнодорожных учебных заведений, «выездные» дни открытых дверей.

  • Спортивно-оздоровительная: дни здоровья для всех участников образовательного процесса, спортивно-массовые мероприятия для классных коллективов с использованием возможностей станции Водная, парка им. Гагарина.

  • Интеллектуально-творческая: участие в интеллектуально-творческих проектах разных уровней (от школьного до международного); подготовка заявок на участие в фестивалях, конкурсах, грантовых конкурсах.

  • Досугово-развлекательная: посещение досугово-развлекательных центров, предлагающих высококачественные программы для отдыха семей с детьми, классных коллективов.

«Имидж»

Продолжить работу по формированию имиджа школы-интерната № 19 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» как учреждения высокой педагогической и ученической  культуры.

  • Создание и внедрение в практику работы школы-интерната «Открытых докладов» как одного из способов формирования общественного мнения об учреждении, установления и поддержания необходимого общения между всеми участниками образовательного процесса, социальными партнерами, Учредителем, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между школой – интернатом  и обществом.

  • Организация видео- и(или) Интернет-конференций администрации школы - интерната с целью обеспечения открытости учреждения.

  • Создание информационной службы, обеспечивающей оперативное информирование воспитанников, педагогов, родителей, социальных партнеров о жизни школы- интерната.

  • Оптимизация внутришкольного информационного вещания.

  • Поиск и внедрение в практику работы интерактивных форм деятельности школьного музея «Из частных коллекций».

  • Придание всем мероприятиям школы- интерната статуса «открытых» для родителей, представителей ЗСЖД, социальных партнеров, представителей образовательных учреждений  города и региона.

  • Проведение различных PR-акций с использованием возможностей СМИ региона; планомерная работа с представителями СМИ (рассылка пресс-релизов о мероприятиях школы- интерната, составление информационных бюллетеней и др.)

 


Главную задачу в формировании Программы развития мы видим не только в том, чтобы создать документ – нормативную и научно-технологическую базу для функционирования школы-интерната, но и в использовании этих программ как средства развития педагогической системы школы-интерната, создания условий реализации концептуальных целей и задач Российского образования.
В современных условиях мы должны говорить о наличии множества запросов, на которые школа-интернат должно отвечать. Реальными заказчиками становятся воспитанник, его семья, работодатель в лице ОАО «РЖД», общество.
Социологический мониторинг среди родителей, позволяющий оценить отношение к школе-интернату, показывает, что существуют ключевые характеристики современного общеобразовательного учреждения. Это:

  • получение детьми качественного образования;

  • продолжение обучения ребенком;

  • воспитательно – образовательная система, направленная на формирование мотивации к учебе, самореализацию, развитие ребенка;

  • в школе-интернате соблюдаются права и свободы ребенка;

  • в школе-интернате создаются все условия для сохранения психического и физического здоровья ребенка.

Этот социальный заказ родителей к образовательному учреждению выявляет то, что называется новым качеством образования сегодня.
Современный подход к стратегии развития образовательных систем мы понимаем, исходя из того, что качество образования является самым эффективным средством удовлетворения образовательных потребностей общества, семьи, ребенка. Качество оценивается нравственной и рыночной категориями. Качество образования есть качество не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат.
Таким образом, в процессе реализации Программы, мы предполагаем осуществить изменения, которые коснутся:

  • организации  воспитательно - образовательного процесса;

  • оптимизации методов, технологий ее реализации;

  • развития профессионального мастерства педагогов;

  • путей и форм взаимодействия школы с социумом в целях активного использования всего образовательного пространства в процессе формирования личности.

Программа развития школы – интерната  - это нормативно – управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития воспитанников и особенности организации кадрового и методического обеспечения образовательного процесса и инновационных преобразований, критерии эффективности, планируемые конечные результаты.
 
 
Механизмы реализации Программы дают возможность для поиска новых подходов к определению целей и задач освоения инновационных педагогических тех­нологий, направленных на изменение характера образования - от усвоения суммы     умений и навыков к формированию ключевых компетентностей воспитанников.
                                                                                 
 V. РАЗДЕЛ
 
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы должна дать следующие результаты:

  • достижение высокого качества образования в школе-интернате, обеспечение его доступности; обновленное содержание образования (в соответствии с федеральным и регио­нальным компонентами нового федерального государственного образовательного стандарта);

  • успешный переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты;

  • эффективную реализацию образовательных программ, учитывающих особые по­знавательные способности и потребности обучающихся;

  • вариативность направлений дополнительного образования;

  • повышение эффективности воспитательной работы;

  • повышение эффективности экспериментальной работы;

  • рост уровня профессиональной компетентности педагогических работников;

  • наличие эффективных авторских разработок (программ, элективных курсов, учебных пособий, мето­дических рекомендаций) и деятельность по их распространению в условиях профильной подготовки обучающихся;

  • положительную оценку деятельности школы - интерната родителями, обучающимися, учредителем через систему активного информирования -  об основных результатах и направлениях деятельности на очеред­ной учебный год и проведение общественного опроса воспитанников и родителей;

  • привлечение дополнительных кадровых, методических, образовательных и финансовых ресурсов для развития школы-интерната;

Ø  успешную сдачу Единого государственного экзамена как показателя уровня сформированности умений во всех видах деятельности выпускников профильного  класса;
Ø  высокую  поступаемость выпускников в железнодорожные образовательные  учреждения страны;
Ø  усовершенствование технологии организации, проведения и использования результатов ЕГЭ при последующем профессиональном определении выпускника школы - интерната;
Ø  прослеживание успешности социализации личности каждого выпускника через анализ поступаемости в вузы.
 
   С учетом идеи предпрофильного и профильного обучения как основы организации педагогической деятельности в школе - интернате авторы данной программы выделили ряд ключевых профессиональных умений, навыков, личностных качеств, которыми должен обладать учитель. В рамках указанных направлений мы попытались выделить несколько ключевых профессиональных умений:
- хорошо владеть педагогической технологией, базирующейся на определенной научной концепции;
- выделять ключевые идеи учебного предмета, обновлять его содержание за счет новых понятий, разработок в соответствующей области науки с учетом требований предпрофильной и профильной подготовки воспитанников;
- строить содержание своего предмета как систему познавательных задач с целью успешного самоопределения  профессиональной направленности личности;
- выявлять зону ближайшего развития воспитанников, условия перехода с одного уровня развития на другой, предвидеть возможные затруднения и пути их преодоления.
 
В результате реализации программы развития школа-интернат видит своего выпускника как Человека:
- способного применить полученные знания по предметам выбранного профиля обучения на уровне, обеспечивающем успешное поступление в железнодорожные учреждения высшего или среднего профессионального  образования и успешное обучение в них;
- овладевшего информационно – компьютерными технологиями;
- готового к формам и методам обучения, применяемым в  железнодорожных учреждениях высшего или среднего профессионального образования;
- способного быстро адаптироваться к меняющимся социально-экономическим отношениям;
-  знающего свои гражданские права и умеющего их реализовывать;
- способного свободно ориентироваться в условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России;
-  умеющего осмысленно и ответственно осуществлять, контролировать и анализировать выбор собственных действий и деятельности;
-  ведущего здоровый образ жизни;
-  владеющего чувством социальной ответственности;
-  любящего свою Родину.