Меню

Библиотека

Библиотека – информационный центр школы, один из важнейших участков ее деятельности. Библиотека помогает осуществлять единую для школы государственную программу образования и воспитания детей, решая эту задачу своими методами и средствами.

Основными направлениями деятельности библиотеки являются:

-   содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании детей;

-   обеспечение участникам образовательного процесса: обучающимся, педагогическим работникам, родителям обучающихся и всем работникам школы доступа к информации, посредством использования библиотечных  информационных ресурсов.

-  формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

-   совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечных  информационных процессов,

-формирование комфортной среды для воспитанников при посещении библиотеки.

- воспитание у детей любви к книге, культуры чтения и бережного отношения к печатным изданиям.

Основные показатели работы библиотеки:

Всего в 2016- 2017 учебном году обслуживалось  314 читателей. Число посещений -  2867 раза, объем книговыдачи- 4028 экземпляров.

В библиотеке выделены следующие группы читателей:

  • Учащиеся начальной ступени –133 человека;
  • Учащиеся основной ступени –105 человек;
  • Учащиеся средней ступени –22 человека;
  • Педагогические работники –39 человек;
  • Обслуживающий персонал – 12 человек;
  • Родители – 3 человека.

Средняя посещаемость одним читателем (показатель, характеризующий активность посещения библиотеки пользователями) – 9 раз.

Читаемость (показатель, характеризующий интенсивность чтения или ср. число книг выданных на одного читателя) – 12,8 книг.

Фонд.

Фонд библиотеки укомплектован научно-познавательной, справочной, художественной литературой, методической литературой, периодическими  изданиями и учебной литературой. Создан фонд  медиатеки: электронные наглядные пособия, электронные энциклопедии, справочники, электронные методические пособия и электронные периодические издания.

Контрольные показатели:

Весь фонд –26902 экз. Включает в себя:

Книжный фонд –21446 экз.

Фонд учебной литературы –4712 экз.

Дидактические материалы –633 экз.

Электронные издания – 111 экз.

Кроме того:

Фонд периодики –1300 экз.

В 2016- 2017 учебном году фонд учебных изданий пополнился на 449 экз.

В течение учебного года библиотека получала периодические издания 14 наименований. Это методические журналы для сотрудников школы и журналы для детей развлекательно – познавательного направления.

У маленьких читателей периодическая литература пользуется большим спросом.  Книгообеспеченность ( показатель, характеризующий величину книжного фонда в отношении к числу читателей, т.е. его достаточность) – 85,6 книги./ при норме 10-12 книг.

Посещаемость и читаемость.

В 2016 году прошла реконструкция библиотеки. Был проведен ремонт. Читальный зал, благодаря новому дизайну, преобразился. Теперь в новой библиотеке, благодаря 10 ноутбукам с подключенным интернетом,  большее количество учащихся могут одновременно работать на компьютерах: делать презентации, находить и изучать дополнительный материал при подготовке к урокам, находить просто интересующие их статьи. Так же в библиотеке к услугам воспитанников появился новый ксерокс.

Обслуживание читателей.

Обслуживание читателей осуществляется согласно  «Правилам пользования библиотекой». Читатели получают во временное пользование печатные издания и другие виды изданий из фонда библиотеки, пользуются библиографическим и справочно - информационным обслуживанием.

Большим спросом у  всех возрастных групп читателей пользовалась литература, изучаемая по программе. Так же дети охотно читают сказки, детективы, фантастику, литературу по  изготовлению различных поделок своими руками.

 Интерес вызывали книги из серии «Большая книга ужасов», «Романы для девочек и мальчиков», книги по уходу за домашними животными, о спорте.

 В работе нашей библиотеки можно выделить 2 основных направления – экологическое и эстетическое. В наш век экологической загрязненности ребята школы вносят свой посильный вклад в очищение окружающей среды от пластикового мусора (ведь выброшенная пластиковая бутылка разлагается более 100 лет!). На базе библиотеки организована студия «Пластиковое волшебство», в которой ребята дают вторую жизнь пластиковой бутылке. В умелых руках детей простая бутылка превращается в прекрасную композицию!

В своих работах ребята принципиально используют только бросовый материал.

 Регулярно в библиотеке проводится эколого-эстетическая выставка работ участников студии с широким просмотром литературы  по экологии и декоративно – прикладному творчеству. Эта литература пользуется огромным спросом у учащихся, педагогов и родителей. 

 Библиотека выписывает 4 наименования журналов для детей на тему творчества. Это: «Радость творчества», «Коллекция идей» и др. Для желающих проводятся библиотечные часы «творческие мастер – классы», на которых детей и взрослых не только обучают техникам декоративно – прикладного творчества, но и рассказывают о том, как можно и нужно беречь природу и окружающую среду, и какую литературу можно прочесть на данную тему.   

Педагогические работники активно пользовались фондом методической литературы, фондом периодической печати. Особой популярностью пользовались журналы «Здоровье детей», содержащий множество статей по профилактике заболеваний, здоровому образу жизни, по психологии детей разного возраста и журналы с разработками мероприятий «Досуг в школе», «Педсовет», «Последний звонок» и др. В помощь в работе педагогическим работникам были оформлены выставки «В помощь воспитателю и классному руководителю».

Массовые мероприятия.

За несколько лет работы школьной библиотеки  сложилась определенная система работы. направленная, гл. образом, на привлечение к чтению, расширению кругозора, умению с пользой проводить свободное время. Это достигается посредством организации кн. выставок на различные темы; проведение массовых мероприятий. Организуются широкие просмотры литературы, библиотечные часы. Некоторые из них:

  • 1 классы – «Знакомство с библиотекой», на котором будущие читатели приобрели первые навыки пользования библиотекой.
  • 1 классы – Час загадки. Знакомство детей с устным народным творчеством.

  • с1 по 5 кл.
  • Библ. Час «Что такое периодика. Газеты и журналы в нашей библиотеке»
  • Библиотечный час «Мой вклад в охрану окружающей среды».
  • 2 кл. Библиотечный час « Возьми в друзья энциклопедию».

  • 3 кл. Выставка поделок экологической направленности «Вторая жизнь вещей» с широким просмотром литературы на тему экологии и дек-прикладному  творчеству.
  • 3,4,5 кл.
  • Библ. час « Чтение – бумажные и электронные носители информации» -

  • 4 кл  Цикл библ. часов «Что такое НПЛ»:
  • -Энциклопедии и Справочники в школьной библиотеке
  • -серия книг «Узнай мир»
  • -Книги о технике
  • -Книги о природе и животных
  • -Книги о загадочных явлениях
  • 7 -8 кл.
  • Библ. час « Возможности интернета»

  •  Экологический мастер – класс «Вторая жизнь пластиковой бутылки». Обзор книг и периодики по экологии и декоративно-прикладному творчеству.
  • 9 кл. Библ. час «Выбери свой путь»

Проекты библиотеки.

В прошедшем учебном году совместно с воспитателем 7 класса Макеевой С.А. был разработан проект совместной деятельности «Книгу каждому ребенку!».

Цель – «Привлечение к чтению воспитанников школы, вызвать интерес к книге».                     

Одно из направлений проекта - подготовка и проведение с учащимися 7 класса совместных мероприятий (разработка сценария, подбор музыкального сопровождения, репетиции, проведение.)

Совместно были проведены мероприятия:

В 1- 5 классах

  • Театрализованный Литературно – музыкальный конкурс «Пещера сказок»

  • Развлекательный час для малышей «Час загадки» (загадки народов России)

Также с активной помощью 7 класса была организована «Библиотека свободного доступа». Ребята активно вели сбор литературы, разъясняли учащимся других классов, для чего нам нужна эта Библиотека, и как пользоваться такой необычной библиотекой.

Еще одно из направлений совместного проекта – Работа по сохранности школьных учебников. 2 раза в год актив библиотеки проводил проверку учебников по классам.

В этом учебном году были проведены следующие библиотечные уроки, направленные на то, чтобы научить пользователей правильно пользоваться библиотекой, самостоятельно находить нужную литературу и информацию посредством бумажных и электронных носителей информации:

1а.б

Тема № 1. Первое посещение библиотеки. Знакомство с «книжным домом». Понятия «читатель», «библиотека», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой. Как самому записаться в библиотеку? Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки, ящики для выбора книг)?

Тема № 2. Правила обращения с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение простейшим приёмам сохранности книги (обложка, закладка, простейший ремонт)

2-й класс

Тема № 1. Роль и назначение библиотеки. Понятие об абонементе и читальном зале. Расстановка книг на полках. Самостоятельный выбор книг при открытом доступе.

3 класс

Тема № 2. Выбор книг в библиотеке. Что такое каталог и его назначение в библиотеке? Первое знакомство с каталогом. Титульный лист и каталожная карточка, их взаимосвязь. Шифр книги. Систематический каталог. Отделы каталога. Разделители. Связь систематического каталога с расстановкой книг на полках.

4,5 кл.

Тема № 1. Как построена книга? Аннотация. Предисловие. Содержание. Словарь. Использование знаний о структуре книги при выборе, чтении книг, при работе с ними

6 кл.   Энциклопедии, справочная литература.

Обучение самостоятельному поиску информации.

С читателями регулярно проводится индивидуальная работа с целью изучить интересы читателей, порекомендовать нужную книгу, поговорить о прочитанном.

На протяжении учебного года учащиеся регулярно посещали мероприятия в Центральной Детской библиотеке.

В работе по привлечению к чтению, в библиотеке на протяжении всего учебного года оформлялись книжные выставки.

Некоторые из них:

  • «Возьми в друзья энциклопедию»
  • «Жизнь моя - железная дорога»

  •  «Профессии наших родителей»

  • «О нашей школе пишут»

  •  «Новинки периодики»

  •  «Любимый край»
  • «Пути – дороги в мир здоровья»

Так же книжные выставки оформлялись к юбилеям писателей и книг, ко всем календарным праздникам.

После уроков наши воспитанники любят проводить время в библиотеке - почитать, познакомиться с новинками и просто пообщаться.