Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Обеспечение безопасности жизни и здоровья учащихся и сотрудников школы-интерната в процессе образовательной деятельности

Система комплексной безопасности образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечение безопасного функционирования школы-интерната, а также готовности сотрудников и воспитанников к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного или социального характера.
Поэтому нет важнее задачи для образовательного учреждения, чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся.
Под обеспечением безопасности понимают планомерную систематическую работу по всему спектру направлений – организационному, информационному, агитационному, обучающему.
Безопасность учреждения является приоритетной в деятельности администрации школы-интерната и педагогического коллектива. Объектом этой деятельности являются: охрана труда, пожарная, антитеррористическая и экологическая безопасность, гражданская оборона, и контроль соблюдения требований охраны труда и всего вышеперечисленного. Комплексная безопасность школы-интерната включает все виды безопасности, в том числе: террористическую, пожарную, электрическую, взрывоопасность, опасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, а также все виды опасностей природного и социального характера.

Реализация вышеперечисленных задач осуществлялась в следующих направлениях:

  • защита здоровья и сохранение жизни сотрудников и учащихся;
  • соблюдение требований охраны труда и техники безопасности сотрудниками, учащимися и воспитанниками;
  • обучение сотрудников, учащихся и воспитанников методам обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих при любых видах ЧС.

Обеспечение безопасности образовательного учреждения – первостепенная обязанность специалистов по обеспечению безопасности. В школе-интернате обязанности по ней возложены на:

  • заместителя директора по охране труда и здоровья участников воспитательно-образовательного процесса;
  • преподавателя-организатора ОБЖ;
  • инженера по охране труда и технике безопасности.

 В целях обеспечения комплексной безопасности в Школе-интернате № 19 ОАО «РЖД» проводятся организационные и технические мероприятия

 Организационные:

  • ежегодно издаются приказы по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и сотрудников школы-интерната с назначением ответственных лиц по кругу их обязанностей;
  • разрабатываются все необходимые документы и локальные акты (положения, инструкции, программы инструктажей и обучения);
  • проводятся планерные совещания по обеспечению безопасности, собрания с родителями и законными представителями учащихся и воспитанников;
  • проводятся инструктажи по охране труда, пожарной безопасности, антитеррору, ГО и электробезопасности;
  • проводится проверка знаний вопросов охраны труда, электробезопасности;
  • пожарно-технический минимум;
  • осуществляется контроль обеспечения безопасности.
Технические:

1) Мероприятия по охране школы-интерната и обеспечению антитеррористической безопасности:

  • организация охраны сооружений и территории школы-интерната с целью защиты учащихся, воспитанников и персонала от преступлений против личности и имущества.

Основанием для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности учреждения, противодействию терроризму и экстремизму является приказ директора.
Организация противодействия терроризму регламентируется основными законодательными актами и иными нормативными правовыми документами:

  • Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности»;
  • Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;
  • Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму»;
  • Постановление Правительства РФ от 15 сентября 1999 года № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;
  • другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, приказы комитета образования города Новокузнецка.

Опираясь на эти документы, в школе-интернате разработан пакет документов по организации работы по антитеррористической защищенности образовательного учреждения:

  • Паспорт безопасности, в который включен ПЛАН взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД России и территориальными органами Росгвардии по защите от террористических угроз объекта (территории) учреждения образования г. Новокузнецка - школы-интерната № 19 ОАО «РЖД».
  • План мероприятий по организации охраны и обеспечению безопасности в школе-интернате № 19 ОАО «РЖД» на учебный год;
  • Приказы по антитеррору;
  • Положения, инструкции, памятки.

 

2) Работа по обеспечению охраны образовательного учреждения

Охрану учреждения осуществляют сотрудники ООО Частная охранная организация «Скала-А» (Лицензия ЧО № 017941 от 01.03.2015 г., выдана ГУ МВД по Кемеровской области).

Понятие «охрана школы-интерната» включает в себя:

  • организацию физической охраны;
  • обеспечения пропускного режима на территорию и в здание школы-интерната;
  • инженерно-техническое оснащение охранной деятельности по обеспечению безопасности школы-интерната.

Охрана здания школы-интерната днем и в ночное время осуществляется силами дежурных вахтеров и сторожей. Для ограничения доступа посторонних лиц в здание школы-интерната и за обеспечением пропускного режима следит дежурный вахтер, который заносит данные о посетителях в журнал регистрации, пропускает посторонних лиц только при наличии документа, удостоверяющего личность и при крайней необходимости. Запрещен вход в школу-интернат любых посетителей, если они отказываются предъявить документы, удостоверяющие личность, и объяснить цель посещения.

Доступ посторонних лиц на территорию школы-интерната ограничен; проезд технических средств и транспорта для уборки территории и вывоза ТКО, завоза материальных средств и продуктов осуществляется под строгим контролем дежурного охранника ООО Частная охранная организация «Скала-А» (Лицензия ЧО № 017941 от 01.03.2015 г.) и на основании заранее составленного списка. Ворота для въезда на территорию школы-интерната открываются только при необходимости.

Для обеспечения безопасности учебный корпус школы-интерната оснащен:

  • тревожной кнопкой вызова вневедомственной охраны;
  • системой охранно-пожарной сигнализации с ручным и автоматическим звуко-речевым оповещением;
  • системой видеонаблюдения, установлено 12 камер на территории и 6 внутренних.

Практические мероприятия по предотвращению актов терроризма в школе и на его территории:

  • чердаки, подсобные и складские помещения содержатся закрытыми;
  • запасные выходы содержатся постоянно закрытыми, На них по требованию пожарной безопасности установлены легко открывающиеся изнутри задвижки;
  • контролируется выдача ключей от учебных помещений педагогическими работниками и сдача ключей после окончания занятий;
  • перед началом каждого рабочего дня охранник ООО ЧОО «Скала-А» и заместитель директора по АХР проводится обход и проверка территории школы-интерната и вокруг здания учебного корпуса на предмет безопасности, для определения состояния запасных выходов, помещений, лестничных проходов, электрощитовой и т.д.

Внутриобъектовый режим подтверждается наличием пакета документов, который включает в себя:

  • Положение о пропускном режиме в учреждении;
  • список должностных лиц, педагогического состава и обслуживающего персонала образовательного учреждения;
  • список должностных лиц, имеющих право разрешения пропуска посетителей;
  • список должностных лиц, имеющих право разрешения на ввоз (внос) или вывоз (вынос) имущества;
  • рабочую тетрадь;
  • инструкция по охране объекта; инструкция по пожарной безопасности;
  • памятки по действиям при угрозе проведения террористических актов и обнаружения подозрительных предметов, о правилах обращения с анонимными материалами, о правилах ведения телефонных разговоров с террористами;
  • журнал приема и сдачи дежурства и контроля за несением службы;
  • журнал выдачи ключей;
  • журнал регистрации посетителей; журнал регистрации автотранспорта;
  • список автомобилей, имеющих право въезда на территорию образовательного учреждения;
  • расписание уроков;
  • расписание работы кружков (секций);
  • расписание звонков;
  • график дежурства должностных лиц;
  • список телефонов экстренной помощи, правоохранительных органов, аварийных служб.

 

На оборудованном месте вахтера (сторожа) имеются:

  • Стенд с ключами от дверей запасных выходов, помещений образовательного учреждения.
  • Кнопка тревожной сигнализации.
  • Телефон (стационарный, мобильный).
  • Система оповещения.
  • Медицинская аптечка.
  • Фонарь.
  • Газодымозащитный комплект.

Организация инженерно – технической укрепленности объекта:

  • по периметру территории имеется металлическое ограждение, освещение пришкольной территории.

 

3) Мероприятия по пожарной безопасности

Основная концепция и требования по пожарной безопасности определены и сформулированы в Федеральном законе РФ от 21 декабря 1994 года № 63-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральном законе РФ от 11.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Указом Президента РФ от 21 сентября 2002 года № 1011 «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Обеспечение пожарной безопасности включает:

  • соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;
  • обеспечение образовательных учреждений первичными средствами пожаротушения в соответствии с нормами, установленными Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (ППР РФ);
  • неукоснительное выполнение требований Госпожнадзора по устранению недостатков по пожарной безопасности;
  • совершенствование системы оповещения о пожаре и эвакуации людей при пожаре;
  • перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорта) или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра;
  • поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;
  • содержание чердачных и подсобных помещений в противопожарном состоянии.

Наиболее важными локальными нормативно-правовыми документами, разработанными в школе-интернате для практической реализации противопожарных мероприятий, являются:

  • Декларация пожарной безопасности;
  • приказы о противопожарных мероприятиях, о назначении ответственных за пожарную безопасность в целом по учреждению и за отдельные помещения, о противопожарном режиме и т.д.;
  • инструкции по пожарной безопасности – основные рабочие документы для пользования, в котором отражены практически все вопросы ПБ и действия в случае возникновения пожара;
  • программы ПТМ;
  • поэтажные планы эвакуации;

В зданиях школы-интерната обозначены направления путей эвакуации, эвакуационные выходы; помещения оснащены охранно-пожарной сигнализацией: и звуко-речевым оповещением, установлены температурные датчики, кнопки ручной сигнализации, при приведении которых в действие сигнал поступает в централизованный пункт пожарной охраны; в помещениях установлены первичные средства пожаротушения: внутренний противопожарный водопровод, с пожарными кранами, огнетушители углекислотные и порошковые. На территории школы-интерната расположено 5 пожарных гидрантов;

Установленным противопожарным режимом на территории и в помещениях школы-интерната запрещено курение и сжигание отходов и мусора.

В течение учебного года проводятся тренировочные эвакуации сотрудников и учащихся при пожаре (минимум 2 раза в год);

Проводится постоянный контроль за содержанием путей эвакуации, состоянием первичных средств пожаротушения и технический осмотр охранно-пожарной сигнализации (ежемесячно); перезарядка огнетушителей осуществляется ежегодно, проверка водопровода на водоотдачу и исправность проводится 2 раза в год.         

Главная цель по обеспечению ПБ в школе – сохранение жизни и здоровья учащихся и персонала за счет высокой степени противопожарного состояния учреждения, исключения предпосылок к возгоранию и возникновению пожара.

4) Мероприятия по электробезопасности

Основными нормативными документами, регламентирующими требования по электробезопасности, являются:

  • Правила устройства электроустановок (ПУЭ);
  • Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП);
  • Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок.

В школе-интернате запрещено:

  • применение электронагревательных приборов в местах, где это не    предусмотрено производственной необходимостью,
  • применение электрических приборов с открытой спиралью, а также самодельных электроприборов.

Изданы приказы о назначении ответственного за электрохозяйство, о комиссии по проверке знаний электротехнического персонала, об ответственном за проведение инструктажа неэлектротехнологическому персоналу;

Проводятся в установленные сроки замеры сопротивления изоляции и испытание средств защиты от поражения электротоком.

Входные противопожарные двери в электрощитовые постоянно закрыты на замок. На наружной стороне входных дверей написано назначение помещения, категория помещения по пожарной безопасности и нанесен предупреждающий знак «Осторожно! Электрическое напряжение».

В помещении электрощитовой посторонние предметы отсутствуют, установлены герметичные плафоны на светильниках, на полу около электрощитов уложены диэлектрические ковры. Электрощитовые оснащены углекислотными и порошковыми огнетушителями, а также одной парой диэлектрических перчаток и диэлектрическими ботами.

Все электрические щиты освещения (ЩО) и щиты управления (ЩУ) постоянно закрыты на замки. На наружной стороне дверей электрощитов нанесены:

порядковый номер щита, подаваемое на щит напряжение и предупреждающий знак «Осторожно! Электрическое напряжение»; на внутренней стороне дверей электрощитов - однолинейная схема электроснабжения потребителей.

Внутри электрощитов не должно быть мусора, скопления пыли и паутины.

Электророзетки в помещениях маркируются на величину номинального напряжения; Всему персоналу школы-интерната присвоены группы по электробезопасности 1-3. Подтверждение выполняется ежегодно (2-3 группы), 1-й группе проводится ежегодный инструктаж.

 5) Мероприятия по ГО:

 По вопросам гражданской обороны в школе проводятся следующие мероприятия:

  • обучены и аттестованы общим вопросам ГО директор школы-интерната и инженер по ОТиТБ, проводящий вводный инструктаж.       

В школе-интернате установлен основной способ оповещения сотрудников и учащихся о чрезвычайных ситуациях – передача речевой информации с использованием АПС и школьного звонка (3 длинных).

Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из чрезвычайной ситуации с наименьшими потерями.

Такая подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека. Так, в школе-интернате проводится плановая работа по вопросам ГО и ЧС, а также обучение учащихся и сотрудников образовательного учреждения по ГО и ЧС:

создан «Уголок гражданской обороны», который:

  • помогает разобраться в сигналах оповещения, порядке действий при возникновении ЧС как мирного, так и военного времени;
  • даёт информацию о тех ЧС, которые могут возникнуть города (района), на своем или соседнем объекте;
  • знакомит со способами и порядком защиты работников образовательного учреждения при возникновении ЧС;
  • напоминает об основных способах оказания первой медицинской помощи пострадавшим; знакомит со структурой ГО, должностными лицами учреждения, которые отвечают за ее мероприятия, организуют работу по ГО и ЧС.

На уроках ОБЖ в рамках учебной программы проводится обучение учащихся 5-11 классов по основным вопросам ГО в области защиты от ЧС различного характера. Также проводится строевая подготовка, обучение стрельбе.

Состояние зашиты сотрудников и учащихся

Инженерная защита.

Образовательное учреждение не располагает специальными защитными сооружениями.

Радиационная и химическая защита.

Обеспеченность сотрудников и учащихся:

  • средствами индивидуальной защиты (СИЗ) – частично, аптечки АИ-1– нет;
  • приборами радиационной, химической разведки – нет,
  • приборами дозиметрического контроля – нет.

Медицинская защита.

  • учебные кабинеты повышенной опасности и спортивный зал оснащены медицинскими аптечками, в состав которых входят медикаменты и перевязочный материал, обновляющиеся по мере необходимости;
  • в школе-интернате функционирует медицинский пункт, укомплектованный медперсоналом, оборудованием, медикаментами и материалами.

6) Мероприятия по охране труда и ТБ:

Одним из важнейших направлений деятельности администрации школы по обеспечению безопасности является охрана труда и техника безопасности.

Согласно плану работы по охране труда проводятся следующие мероприятия:

  • Подготовка школы к новому учебному году. Проверка исправности инженерно-технических коммуникаций, оборудования и принятие мер по приведению их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами по охране труда. 
  • Подписание акта о приемке школы. 
  • Разработка новых и пересмотр старых инструкций по охране труда для работников и воспитанников школы-интерната.
  • Назначение  приказом  ответственных  лиц  за  соблюдением  требований 
  • охраны  труда  в  учебных кабинетах, мастерских, спортзале и т.п., а также во всех подсобных помещениях.
  • Обеспечение выполнения нормативных и локальных документов по охране труда, предписаний органов управления образованием и государственного надзора. 
  • Проверка наличия (обновление) инструкций по охране труда и наглядной агитации в кабинетах обслуживающего труда, химии, физики, информатики.
  • Контроль за безопасностью используемых в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения.
  • Контроль  за  санитарно-гигиеническим состоянием учебных  кабинетов, мастерских, спортзала, бассейна, спальных корпусов, столовой в соответст-вии с требованиями норм и правил безопасности жизнедеятельности. 
  • Обеспечение  безопасности  обучающихся  при  организации  экскурсий, 
  • вечеров  отдыха,  соревнований и других внешкольных мероприятий.             
  • Инструктажи о правилах безопасности в кабинетах обслуживающего и технического труда, химии, физики, информатики, биологии, спортивном зале и на спортплощадках.
  • В рамках уроков ОБЖ проведение обучение правилам дорожного движения, поведению на улице, на воде, на транспорте, пожарной и личной безопасности. 
  • Проведение профилактической работы по искоренению вредных привычек у учащихся.
  • Проведение контроля за прохождением обязательного медицинского осмотра, санминимума и графика прививок работниками и воспитанниками школы-интерната.

 7) Мероприятия по предупреждению травматизма:

работников школы-интерната:

  • организационные (издание приказов, разработка инструкций на каждую профессию, на каждый вид работы, разработка локальных нормативных актов и контроль за их соблюдением (внутришкольный, вышестоящей организации –отдел образовательных учреждений, НБТ ЗСЖД и надзорных органов - ростехнадзор, экологический контроль, санитарно-эпидемиологический, пожарный надзор, прокурорский надзор и т.п.)
  • организация обязательных и периодических медицинских осмотров, диспансеризация, прививки, прохождение санминимума;
  • проведение инструктажей,
  • специальная оценка условий труда;
  • технические: поддержание микроклимата, освещенности в установленных пределах; выдача моющих средств, средства индивидуальной защиты и санитарной одежды; ввод в действие средств коллективной защиты и контроль за их работой.

воспитанников:

В течение года преподавателем-организатором ОБЖ, классными руководителями и воспитателями ведется работа по предупреждению травматизма, проводятся уроки, беседы, классные часы по правилам безопасного поведения на воде, правилам поведения в школе, на улице,  правилам безопасного поведения при различных видах ЧС природного и техногенного характера. Особое внимание уделяется вопросам антитеррористической безопасности. Проводятся беседы по профилактике инфекционных заболеваний; при наступлении зимнего периода рассматриваются вопросы по профилактике обморожений. Большое внимание уделяется формированию ЗОЖ и предотвращению появления вредных привычек, ведется работа по профилактике наркомании и табакокурения. Перед началом летнего периода с учащимися проводятся мероприятия по правилам безопасного поведения на воде, в лесу, профилактика укусов насекомых и т.д.

Для сохранения жизни и здоровья учащихся при перевозках на всех видах транспорта разработаны соответствующие положения и инструкции о перевозках, которое включает в себя требования Правил дорожного движения, Правил организованной перевозки групп детей железнодорожным транспортом, а также определяет требования, предъявляемые при организации и осуществлении организованных перевозок групп обучающихся автобусами в городском, пригородном или междугородном сообщении.

 8) Мероприятия по укреплению и сохранению здоровья учащихся:

Сохранение здоровья ребенка – главная цель родителей и педагогов, за здоровьем детей наблюдают врачи буквально еще до дня их рождения, но как говорят врачи, здоровые дети сейчас рождаются практически из 100 – 2-3%.

Поэтому ориентироваться только на медицинские аспекты здоровья недостаточно без учета психолого-педагогических аспектов развития, личности ребенка, его индивидуальных особенностей.

Внедрение в практику образования здоровьесберегающих и здоровье-формирующих технологий предполагает обеспечение соответствия воспитательно-образовательного процесса адаптационным возможностям учащихся. Суть внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс заключается в комплексной медико-физиологической и социально-психологической оценки условий труда, воспитания и обучения, позволяющей создавать систему условий для здорового образа жизни, осуществлять мониторинг показателей индивидуального развития, прогнозировать вероятные изменения состояния здоровья детей школьного возраста и проводить коррекционные мероприятия с целью обеспечения успешной учебы и внеклассной деятельности.

Конечной целью внедрения здоровьесберегающих технологий является создание здоровьесберегающей среды как особой системы условий, способствующих сохранению здоровья и формированию ЗОЖ участников образовательно-воспитательного процесса.

Для сохранения и укрепления здоровья учащихся в школе создана программа, цели и задачи которой:

  • формирование и сохранение здоровья обучающихся, повышение уровня культуры, сокращение вредных привычек
  • создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся
  • осуществление непрерывного образования по вопросам формирования, сохранения и укрепления здоровья обучающихся
  • осуществление медико-физиологического, психолого-педагогического монито-ринга состояния здоровья обучающихся
  • создание информационного банка о состоянии здоровья обучающихся

Направления реализации такой программы:

Организация и управление здоровьесберегающей деятельностью:

  • Создание координационного совета
  • Создание нормативно-правовой базы
  • Создание здоровьесберегающей инфраструктуры
  • Контроль за соблюдением законодательных актов по сохранению и укреплению здоровья обучающихся
  • Формирование здоровьесберегающей культуры

Создание условий, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья:

  • Обеспечение санитарно-гигиенических условий
  • Организация качественного питания

Рациональная организация воспитательно-образовательного процесса:

  • Соблюдение гигиенических требований к объему учебной нагрузки
  • Соблюдение требований к составлению расписания
  • Рациональное чередование учебной и внеучебной деятельности
  • Использование методов и методик обучения с учетом возрастных особенностей

Реализация системы оптимизации двигательной активности 

  • Рациональная организация физкультурной работы
  • Активизация спортивно-досуговой работы
  • Профилактическая работа
  • Использование дополнительных методов оздоровления

 9) Наглядные пособия

В школе-интернате ежегодно приобретаются и обновляются наглядные пособия, учебно-методическая литература. Воспитание культуры безопасности сотрудников и обучающихся позволяет при условии системного подхода к ее формированию позитивно влиять на снижение уровня опасных ситуаций и аварийности в среде их обитания, то есть в данном случае в образовательном учреждении. Главная задача – научить обучающихся знать и уметь правильно, рационально действовать в различных чрезвычайных ситуациях.

10) Взаимодействие с правоохранительными органами

Школа-интернат № 19 ОАО «РЖД» постоянно взаимодействует с правоохранительными органами.

Сотрудники Куйбышевского ОВД г. Новокузнецка регулярно посещают учреждение, проводят проверку объекта с составлением акта обследования антитеррористической укрепленности образовательного учреждения, а также акта на причастность к обнаружению наркотических веществ.

Принимают участие во внеклассных мероприятиях, проводят лектории, беседы с администрацией, педагогическими и техническими работниками, в ходе которых разъясняют порядок действий при получении информации о возможности совершения террористических актов, нарушении общественного порядка, совершении преступлений, обнаружении взрывных устройств и других подозрительных предметов, при появлении лиц, замышляющих совершение преступлений.

 11) Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма включает:

  • разработку и реализацию планов проведения классных часов по предупреждению дорожно-транспортного травматизма;
  • воспитание у детей культуры безопасного поведения на улицах и дорогах города; организацию взаимодействия педагогического коллектива с ГИБДД;
  • привлечение родительской общественности к работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
  • создание учебно-материальной базы по обучению правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах города;
  • разработку методических документов по соблюдению ПДД;
  • учет и анализ всех дорожно-транспортных происшествий с участием учащихся и на их основе принятие соответствующих мер.

Нормативные документы по безопасности


Документы по противодействию терроризму и экстремизму

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма 


Сайт использует cookie и другие аналогичные технологии для удобного и корректного отображения информации. Пользуясь нашим сервисом, вы соглашаетесь с их использованием.
Подробнее